Группа «Аэрофлот» завершила приобретение восьми грузовых самолетов Boeing у компании «Волга-Днепр». В сделку вошли шесть Boeing 737-800BCF и два Boeing 747-400, а общая стоимость достигла около 130 миллионов долларов. Новым владельцем самолетов стала «НЛК Финанс», услуги которой выступили в роли лизингодателя. Финансирование сделки обеспечил Фонд национального благосостояния, сообщает издание «Коммерсант».
С переходом к «каннибализации»
Начиная с 2022 года, эксплуатация грузовых воздушных судов от «Волга-Днепр» оказалась в условиях экономической нецелесообразности. При этом «Аэрофлот» со своими дочерними авиакомпаниями, такими как «Россия» и «Победа», сосредоточился на пассажирских перевозках и работает в различных рыночных сегментах. Прогнозируется, что новые самолеты не будут задействованы в грузовых перевозках, а послужат источником запчастей для пассажирского флота.
По словам экспертов, разборка грузовых самолетов на детали позволит значительно сэкономить, особенно в условиях санкционных ограничений, которые усложняют поставки новых комплектующих. Это, в свою очередь, поможет поддерживать функциональность пассажирских авиалайнеров.
Выполнение обязанностей и стратегические шаги
Соглашение с «Волгой-Днепр» стало возможным благодаря успешному разрешению страховых вопросов с ирландской лизинговой компанией AerCap, ранее являвшейся владельцем самолетов. Передача воздушных судов дочерним структурам «Аэрофлота» запланирована в ближайшее время. Эксперты рассматривают это как разумный шаг для поддержания летной годности подвижного состава в условиях ограниченного импорта запчастей.
Авиакомпании сталкиваются с проблемами, связанными с санкциями: сложности в аэропортах южных регионов, неполадки с поставками оригинальных деталей и запреты на полеты в «недружественные» страны. Согласно прогнозам, к 2025 году пассажиропоток может снизиться на 1,8–1,9%, что составляет примерно 109,6 миллионов человек. Чтобы поддерживать и увеличивать объем перевозок, авиаперевозчики ищут альтернативные решения для обеспечения летной годности стареющего флота, включая использование самолётов в качестве доноров запчастей.
Перспективы на будущее
Создание резервов комплектующих играет ключевую роль в минимизации рисков, связанных с выводом самолетов из эксплуатации. Стратегия «каннибализации» простаивающих авиалайнеров помогает поддерживать боевую готовность парка и снижает вероятность перебоев в техническом обслуживании, что становится важным аспектом для устойчивости авиаперевозок.
Глава Минтранса Виталий Савельев отметил, что средний возраст самолетов в России составляет 15 лет, и их функциональность может быть сохранена на протяжении еще десяти лет. Это даст Министерству промышленности и торговли время для разработки новых моделей. Также министр заявил, что в стране эксплуатируется 1167 воздушных судов, и ни одно из них не было полностью разобрано на запчасти, а все использованные компоненты сертифицированы.
В то же время, ограничения, регулирующие «каннибализацию» самолетов, ставят под сомнение гибкость управления воздушным флотом в условиях санкций. Это создает дополнительные препятствия для авиакомпаний в их стремлении к эффективному управлению ресурсами.