В России возник резонанс вокруг первой практики применения новейшей административной статьи — поиск заведомо экстремистских материалов в интернете (ст. 13.53 КоАП РФ). И тут дело обстоит не с весьма сомнительными личностями, как можно было бы ожидать.
20-летний работник медицинского учреждения стал объектом внимания правоохранительных органов после того, как его столкновение с материалами об"Азове" и "РДК" в автобусе привело к допросу. Оператор связи передал информацию в ФСБ, и парня вызвали на беседу.
Когда народ не в силах постигнуть законы, это одно. Но когда и сами lawmakers возмущены последствиями своей законодательной инициативы, это действительно интересно.
Новый закон: что он подразумевает?
С 1 сентября 2025 года, согласно новому закону, наказание грозит за поиск и получение доступа к экстремистским материалам через VPN, если речь идет о заблокированных ресурсах. Штрафы могут варьироваться от 3000 до 5000 рублей, а протоколы могут составлять как полицейские, так и сотрудники ФСБ.
Закон, принятый с явными противоречиями и недоумениями, вызвал протесты сразу от трех депутатских фракций. Несмотря на запланированные доработки, закон был принят в его текущем виде.
Что же это за "экстремистские материалы"?
Согласно документации, к экстремистским материалам относятся те, которые включены в официальный федеральный список, составленный Минюстом. На данный момент в этом реестре содержится около 5500 записей, включая видео, фотографии и даже книги. Однако постает вопрос: возможно ли запомнить эту массу информации?
Вот некоторые из категорий, попадающих под это определение:
- Публикации, призывающие к экстремистской деятельности;
- Работы, обосновывающие расовое превосходство или оправдывающие преступления против человечности.
Ситуация явно трактуется неоднозначно. Возможно, Гитлера теперь нельзя будет упоминать в учебных материалах без риска получить штраф?
Мнение общества и депутатов
Общественная реакция на случай с молодым работником медицины бурная. В сети люди активно обсуждают детали, выражая недовольство подобными инициативами. Комментарии варьируются от сарказма до откровенного гнева.
Некоторые граждане задают вопросы о том, как далеко могут зайти такие ограничения, упоминая даже город Азов. Кроме этого, депутаты также начали выражать свои сомнения относительно мудрости исполнения этого закона. Андрей Свинцов, зампред комитета Госдумы, ушел даже дальше, заявив, что такой подход напрямую идет вразрез с разумным пониманием законодательства.
Он планирует обратиться в МВД, чтобы дело против молодого человека было закрыто, поскольку его действия не предполагают намеренного поиска запрещенных материалов.































