В 2025 году российское законодательство в области охраны объектов культурного наследия претерпевает серьезные изменения. Новые поправки, касающиеся закона № 73-ФЗ, легче обходят старые оценки и вводят множество упрощений, что вызывает растущее беспокойство у защитников исторических памятников, пишет Дзен-канал "ARTinvestment.RU".
Риск утраты защитных зон
С марта 2025 года вступает в силу постановление правительства № 1936, которое лишает более 60 тысяч исторических объектов их защитных зон. К числу пострадавших относятся археологические памятники, некрополи и знаковые места без необходимых территориальных ограничений. Например, известные петроглифы Онежского озера и Белого моря теперь также находятся под угрозой, так как теряют зоны регулирования возможной застройки. В 2028 году подобная участь ожидает и такие важные места, как Мамаев курган.
Упрощение работы с памятниками
Начиная с мая, Госдума упростила процедуру проведения работ с памятниками. С марта 2026 года для выполнения ремонта инженерных систем, переоборудования помещений или установки кондиционеров достаточно лишь уведомить охранные органы, без необходимости предоставления подробных проектных планов.
Новые региональные полномочия и инициативы
С недавнего времени рассматриваются законопроекты, которые дают регионам право самостоятельно исключать здания из федерального реестра. Кроме того, возможно безвозмездное изъятие объектов у собственников, если те не занимались реставрацией более десяти лет. Есть и еще один пикантный момент: ветхие памятники теперь могут выставляться на торги вместе с участками земли для жилой застройки.
К 2030 году власти ставят перед собой амбициозную цель — восстановить минимум тысячу памятников. Однако в 2024 году было завершено лишь 30 реставрационных проектов из 200 запланированных. В критическом состоянии находятся почти 14 тысяч памятников из общего числа в 158,5 тысяч объектов культурного наследия, что наводит на размышления о реальных перспективах.
Эксперты предупреждают о негативных последствиях ослабления контроля над памятниками, что может привести к утрате уникальных объектов и бездумной застройке исторически значимых территорий. Программа льготной аренды «1 рубль за квадратный метр», действующая в Москве с 2012 года, оказалась неэффективной из-за высоких затрат на согласование проектов. Направление дальнейшей законодательной инициативы требует искреннего внимания и серьезного анализа от всех заинтересованных сторон.































