Государственная Дума России приняла закон, который должен устранить неприятные ситуации, связанные с автоматическим продлением цифровых подписок, знакомые многим пользователям. Эти изменения призваны найти решение проблемы несанкционированных списаний средств с карт пользователей без их явного согласия, пишет Дзен-канал "IT-World: Мир цифровых технологий".
Защита прав потребителей
Новый закон направлен на укрепление защиты прав граждан, вводя обязательное требование для сервисов, предлагающих подписки. С 1 марта 2026 года компании будут обязаны учитывать отказ пользователей от автоматических списаний, которые производились на основании ранее сохраненных банковских реквизитов. Пользователи смогут легко отправить отказ в простой электронной форме, либо просто удалить свои данные. В случае таких действий, компании утратят право на дальнейшие списания со счета, что исключит риск снятия денег с уже удалённых карт.
Практические изменения для пользователей
Несмотря на положительные изменения, в конечном варианте закона остались определенные моменты, которые могут вызвать вопросы. С одной стороны, пользователи смогут легко предотвращать автоматические списания, просто удалив информацию о своей карте. Это избавит от необходимости изучать запутанные настройки для отмены подписки.
С другой стороны, важно отметить, что из закона убрали обязательные требования о предварительном уведомлении пользователей о предстоящих списаниях и возврате денег при отсутствии таких уведомлений. Это открывает сохраняющуюся возможность «тихих» списаний в последние дни оплаченного периода. Также сервисы оставляют за собой права определять, как и где разместить кнопку отмены подписки, что может сделать её менее заметной для пользователей.
Новый баланс на рынке
В конечном счете, хотя закон создает основу для защиты прав потребителей, он не устраняет все возникшие ранее проблемы. Пользователи смогут проще контролировать свои финансы и избегать автоматических списаний, но всё еще придется самостоятельно следить за сроками действия подписок, поскольку обязательные уведомления от сервисов не предусмотрены.
Таким образом, нововведения могут привести к более честным и прозрачным отношениям на рынке подписок, но влияние лоббистов помешало кардинальным изменениям, которые могли бы сделать закон более эффективным.