В последние годы активные обсуждения о пенсионной системе России лишь разгораются. Популярные среди пользователей соцсетей предложения создать систему индивидуальных пенсионных счетов подобно китайской аналогии вызывают интерес. Основной спор ведется о том, куда идут средства, предназначенные для пенсионеров, и насколько эффективным является текущее управление Социальным фондом России.
Финансовая нагрузка на пенсионеров
В 2025 году Социальный фонд, объединивший Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, продолжает оставаться экономическим гигантом. Однако вместо обещанного облегчения стало только сложнее: бюджетные расходы на его содержание достигли колоссальных 217 миллиардов рублей. Эти деньги направляются на различные статьи, включая зарплаты сотрудников фонда, дополнительные премии и даже помощь в приобретении жилья.
Если бы эти средства были перераспределены между пенсионерами, то каждый из них мог бы получить ощутимую прибавку — около 5 268 рублей. Можно только представить, какую поддержку это могло бы оказать тем, кто нуждается особенно в условиях роста цен и иных жизненных трудностей.
Куда утекают деньги?
По сути, наша система отнимает у работающих 22% от зарплаты, и эта доля направляется на пенсии, пособия, а также, что немаловажно, на комфорт сотрудников Социального фонда. Вместо того чтобы создать ресурс для накоплений, эти деньги уходят на содержание бюрократии и совершенно непонятные «обязательства» фонда.
Где логика? Нужна ли такая система, или стоит уже подумать о ее реорганизации? Сейчас возникает вопрос — не проще ли направить эти средства на индивидуальные счета будущих пенсионеров, что могло бы улучшить финансовую устойчивость? А текущим пенсионерам обеспечить поддержку посредством доходов от государственных компаний.
Мировая практика и российская реальность
Модель индивидуальных пенсионных счетов, применяемая в Китае, по сути предполагает, что каждый сам отвечает за свое будущее. Накопил — расцветай, не накопил — столкнулся с реальностью. В то же время индивидуальные инвестиционные счета (ИИС) в России пока не стали полноценной заменой общегосударственной системы, а служат лишь малой выгоды для граждан.
Вопрос остается открытым: стоит ли продолжать содержать такую затратную структуру? Пришло время пересмотреть подходы к обеспечению пожилых людей, и может быть, настало время пересмотреть соотношения обязанностей и прав в социальной сфере.