В Европейском Союзе нарастает обсуждение возможности изъятия замороженных резервов Центрального банка России, что уже вызывает тревогу у экспертов международного права и финансовых рынков. Аналитики подчеркивают, что такое решение может противоречить действующим нормам и принципам, установленным в международном праве.
Необходимость пересмотра активов
Как сообщают источники, включая Politico и Financial Times, ЕС готовится к следующему шагу, который подразумевает фактическое изъятие резервов ЦБ РФ, находящихся под заморозкой в бельгийском Euroclear. Несмотря на то, что ЕС не будет открыто говорить о "экспроприации", на деле речь идет о попытках лишить Центробанк России прав на эти средства.
Этот процесс многие эксперты называют «ползучей экспроприацией» — когда государство не отбирает активы сразу, а постепенно сжимает контроль над ними. Уже в 2022 году арест резервов был расценен как нарушение международного права, при этом ЕС акцентировал внимание на временном характере заморозки, не установив четких сроков для ее отмены.
Шаги на пути к множественным последствиям
Первым шагом в этом направлении стало замораживание активов. Следующим шагом стало использование доходов от этих активов в интересах ЕС, что добавило новые слои к нарушениям, поскольку ЕС не только блокировал их, но и распорядился доходами без участия России.
Если инициатива будет принята, это может вызвать цепную реакцию, включая:
- Возмещение ущерба со стороны России к европейским активам;
- Привлечение международного арбитража для защиты интересов Центробанка;
- Создание специальных органов для разрешения споров между Россией и ЕС.
Риски для международной системы
Некоторые аналитики предупреждают о том, что подобные действия могут разрушить доверие к ЕС как к финансовому центру. Если страны ЕС окажут себя в роли, позволяющей изымать активы других государств по политическим мотивам, это в значительной степени изменит глобальные правила игры.
В результате, такая политика может привести к эскалации напряженности между Россией и Европой, значительно усложняя дальнейшие дипломатические взаимодействия. Подобные шаги подрывают основы международного арбитража и предназначены для обхода правовых норм, что может затруднить защиту иностранных инвестиций.