6-7 октября в горном курорте Габала на севере Азербайджана под председательством президента Ильхама Алиева, принявшего эстафету» от Киргизии, проходил 12-й Саммит глав государств Организации тюркских государств (ОТГ). Помимо президента Турции Реджепа Эрдогана, в мероприятии с заявленной темой «Региональный мир и безопасность» приняли участие президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, президент Кыргызстана Садыр Жапаров, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, национальный лидер Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, президент Турецкого Кипра Эрсин Татар, а также генеральный секретарь ОТГ Кубанычбек Омуралиев.
Кроме того, в Габалу прибыли председатель и члены Совета аксакалов ОТГ, а также руководители тюркских организаций сотрудничества, включая ТЮРКПА, ТЮРКСОЙ, Тюркскую академию, Фонд тюркской культуры и наследия, Тюркский инвестиционный фонд и Союз тюркских торгово-промышленных палат.
Обращает на себя внимание общая ориентация саммита ОТГ – 2025 на проблемы «обеспечения безопасности» и «силы». В частности, это касается предложения Ильхама Алиева относительно проведения в республике в 2026 г. совместных военных учений стран ОТГ, «учитывая широкое сотрудничество наших стран в военной, оборонной сферах и в области безопасности». Данное сотрудничество уже несколько лет материализуется в различного рода военно-учебных мероприятиях, в крепнущем военно-техническом сотрудничестве Азербайджана и государств Центральной Азии с Турцией.
А ровно год назад участники первой встречи руководителей картографических учреждений ОТГ в Анкаре договорились о создании «единой карты тюркского мира».
Можно отметить и заметную активизацию политико-дипломатических связей Азербайджана с Великобританией, традиционно рассматривающей «этнически» мотивированные альянсы на постсоветском пространстве сугубо в антироссийском ключе.
На этом фоне инициатива президента Узбекистана Шавката Мирзиёева об организации в Самарканде встречи глав внешнеполитических ведомств и спецслужб для согласования подходов и региональной и глобальной безопасности кажется вполне умеренной. То же самое можно отметить и относительно предложения президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева создать в рамках ОТГ Совет по кибербезопасности, который «обеспечит координацию действий и мобилизацию усилий наших государств».
В целом надо отдать должное конструктивному настрою Астаны и Ташкента, которые предпочитали делать акцент, прежде всего, на созидательном развитии экономики, транспорта, логистики и энергетике.
Между тем турецкий президент Эрдоган кажется, как и его коллега Алиев, настроен куда более воинственно. Эрдоган сделал отсылку к одному из трёх ключевых решений по итогам мероприятия – решение об учреждении формата «ОТГ плюс» для сотрудничества с государствами, которые не входят в организацию.
Можно предположить, что теперь гипотетически к «тюркскому» формату могут присоединиться входящие в Организацию экономического сотрудничества Пакистан и Иран. Не исключают в кулуарах и присоединения к ОТГ Грузии, являющейся важным коммуникационным звеном т. н. Срединного коридора. Возможно, в более тесном взаимодействии с ОТГ будут заинтересованы арабские государства Залива, в частности ОАЭ, лидер которых недавно несколько дней гостил в Баку и в Карабахе.
В то же время несложно заметить, что идея включения в состав «ОТГ Плюс» нетюркских государств некоторым образом контрастирует с попытками Анкары и Баку сделать, а то и превратить ОТГ в нечто, подобное НАТО (а то и более совершенное) на Ближнем Востоке, на Кавказе и в Центральной Азии.
Среди других ключевых документов, подписанных по итогам форума, стоит выделить решение об укреплении и развитии ТЮРКСОЙ («ЮНЕСКО тюркского мира»). Это «ЮНЕСКО» давно превратилось в инструмент мягкой силы и навязывания турецкой культурной повестки тюркским странам.