Проект «В эфире Куйбышев» продолжает открывать неизведанные страницы прошлого
Мы бережно достаем из архива фотографии, за которыми — десятки лет истории ГТРК «Самара» На снимках — те, кто первым рассказывал о событиях, фиксировал перемены и создавал телевидение, которому доверяют.
Теперь мы возвращаем этим фотографиям жизнь — с помощью ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА. Это не просто технологии. Это способ сохранить память о людях, благодаря которым Самара звучала на весь регион.
На ожившей фотографии – звукорежиссёр Михаил Владимирович Осташевский, молодой, невероятно обаятельный, любящий хорошую шутку. Он любое дело мог превратить в увлекательное приключение. Особенно, если, как на этой фотографии, дело это они затевали с другом – Борисом Николаевичем Манкевичем, режиссёром.В конце 50-х, да и в 60-е, не было подготовленных специалистов телевидения, всему приходилось учиться по ходу производства, и те, кто выбирал в качестве профессии телевидение, несомненно обладали храбростью с долей авантюризма и – невероятной увлечённостью.Михаил Осташевский – не просто один из таких людей, он – первый! Именно он приказом № 1 был зачислен в штат молодой телестудии, правда, в отличие от многих, у него уже был опыт работы в смежной отрасли – в Куйбышевском радиокомитете старшим инженером. Именно с Осташевского по существу началась на телевидении профессия звукорежиссёра.
Рассказывают, что во время самой первой пробной передачи из телевизионной студии будущие мэтры Куйбышевского телевидения так волновались, что иные были даже не в состоянии выполнять свои обязанности. Техник-звуковик боялся сесть за пульт, и его пришлось заменять Осташевскому, который не знал техники безопасности, но зато держал себя в руках.
Самообладание, стрессоустойчивость – необходимые и важнейшие качества, когда - прямой эфир, в студии огромное количество участников: хор, танцоры, чтецы, ведущие... И надо было следить за качественной настройкой микрофонов, и - одновременно за их движением: подвешенные к «удочкам» и «журавлям», они не должны были попадать в кадр, и на своих громоздких тележках сталкиваться с телекамерами.
Но особая стихия Осташевского - это кинофильмы, видеопрограммы и телевизионные фильмы, где он не просто мастер, – волшебник!
Он был не просто человек с тонким художественным вкусом и широчайшим кругозором, он был экспериментатор, изобретатель, виртуоз, по определению коллег - «властелин звука». Его звуковая партитура придавала «картинке» другое измерение, создавала дополнительный объёмный эмоциональный и ассоциативный ряд. Документальные фильмы, снятые с его участием, имели награды и призы, широкий прокат и большой эфир на ЦТ. Но Михаил Владимирович никогда не изменял телевидению: отработав на съёмках очередного шедевра, он возвращался к эфиру, к программам, к ритму и драйву ежедневного производства. На протяжении всей жизни он не боялся экспериментировать, постоянно придумывал какие-то новые музыкальные трюки. Большой мастер и добрейшей души человек, он воспитал несколько поколений замечательных специалистов, щедро делился с молодыми коллегами своими приёмами, находками, секретами.
Человек с тонким чувством юмора, шутник, он был душой телекомпании. Первый из славного поколения телевизионщиков, горевших желанием работать, не считаясь с личным временем.
На фотографии Михаил Осташевский и Борис Манкевич на съёмках очередного киношедевра. И на работе есть место и время для шутки.
Шестидесятые годы прошлого века.