В 2025 году автомобильный рынок оказался на перепутье: после ухода европейских брендов и резкого роста цен на новые авто, власти и страховые компании решили обновить автопарк. Под фразой "обновление" скрывается вмешательство в имущественные права миллионов владельцев старых машин. Речь идёт не только о моральном устаревании транспорта, но и о новых экономических механизмов, которые могут сделать эксплуатацию исправных автомобилей дорогим удовольствием, пишет Дзен-канал "SM Юрист".
ОСАГО и автомобили старше 30 лет
Одним из первых шагов в направлении "скрытой утилизации" стал новый коэффициент ОСАГО, который напрямую зависит от возраста автомобиля. Предлагается рассматривать старые автомобили как более рискованные и склонные к поломкам, что, по мнению разработчиков, должно повысить безопасность на дорогах.
Однако фактически страховая компания не будет учитывать техническое состояние конкретной машины. Даже если владелец бережно ухаживает за своим 30-летним автомобилем, для страховщиков это всё равно будет "аварийный старина". В результате, небольшое повышение коэффициента для возрастных машин может увеличить стоимость полиса на 15-20 тысяч рублей в год. Для машины стоимостью менее 100 тысяч рублей это может означать, что страховка будет практически равнозначна стоимости самого автомобиля.
Давление на владельцев старых автомобилей
Вместо того чтобы официально запретить старые автомобили, фактически создаются условия, при которых владение ими становится экономически нецелесообразным. Данное решение позволяет избежать прямых запретов, однако экономические реалии подталкивают владельцев к отказу от старых машин. Данная мера может оказать значительное влияние на 2,5 миллиона водителей, имеющих автомобили старше 30 лет, особенно в провинциальных городах, где старый автомобиль зачастую является единственным средством передвижения.
Если новые правила ОСАГО станут нормой, основной удар придётся на пенсионеров и семьи с низким доходом. Для многих старый автомобиль – это не просто ностальгия, а необходимость для повседневной жизни.
Контроль вместо свободы
Сокращение числа старых машин – это не только вопрос безопасности и экологии, но и вопрос контроля. Массовое владение личным транспортом способствует экономической независимости. Чем меньше у граждан будет своих автомобилей, тем проще их перенаправить к другим формам передвижения, таким как лизинг, каршеринг или общественный транспорт. В результате автомобиль превращается из элемента собственности в услугу, а гражданин – из владельца в арендатора.































