Введение возрастных ограничений на интернет-контент
Недавно в Общественной палате РФ поднялся вопрос о необходимости установления возрастных ограничений на доступ к определенному контенту в сети. 26 сентября член комиссии по общественной экспертизе законопроектов Евгений Машаров отметил, что поток жалоб на дистанционное мошенничество требует от операторов сотовой связи внедрения функции «родительского контроля» по умолчанию для детских тарифов. При этом важно подчеркнуть, что предлагаемые изменения не подразумевают тотального запрета, а скорее установление рамок допустимого контента, пишет Дзен-канал "Парламентская газета".
Вызывающие факторы: подростки и интернет
Следует отметить, что в последние годы подростки стали чаще подвергаться влиянию опасного контента, особенно после начала военной операции в Украине. Машаров указал, что общение с молодежью нередко происходит через онлайн-игры, которые могут стать площадкой для противоправного поведения. Кроме того, подростки в возрасте 14-18 лет стали основной группой риска, что вызывает беспокойство в свете увеличения случаев телефонного мошенничества.
Совместное использование мобильных телефонов с доступом в интернет усугубляет эту проблему, особенно когда речь идет о контенте, связанном с противоправными действиями. Как выделил Машаров, особенно критично это касается:
- Материалов о производстве взрывчатых веществ и наркотиков;
- Контента, связанного с насилием, унижением достоинства и нецензурной лексикой.
Технические и юридические изменения
Хотя некоторые технические решения по мониторингу интернет-трафика уже внедрены, этого явно недостаточно. Машаров подчеркивает, что необходимо пересмотреть юридическую ответственность за распространение материалов, направленных на детей, а также актуализировать систему возрастной маркировки. Теперь уже речь идет не только о запрете, но и о создании безопасного интернет-пространства для молодого поколения.
Для достижения этой цели вице-спикер Госдумы Борис Чернышов предложил внедрить обучение среди школьников относительно безопасного обращения с интернет-технологиями. Наиболее актуально это для учащихся 5-7 классов, которым следует объяснять основные правила интернет-безопасности и развивать критическое мышление. Для старшеклассников же важно формировать глубокое понимание технологий ИИ и правовых аспектов их использования.