Когда обед становится смыслом: пищевые абсурды в «Скромном очаровании буржуазии»

Когда обед становится смыслом: пищевые абсурды в «Скромном очаровании буржуазии»

В фильме Луиса Буньюэля «Скромное обаяние буржуазии» (1972) обед оказывается не просто обычной трапезой, а настоящей манией. В этом киноклассику абсурд превращает базовую нужду в еде в центральный элемент сюжета, оголяя иронию жизни героев, стремящихся к призрачным удовольствиям. Так, фильм ставит под сомнение привычные представления о высших и низших ценностях, смешивая их на одной тарелке, пишет Дзен-канал "НУАР-NOIR".

Парадоксальный макгаффин

Бунюэль удивляет зрителя, превратив макгаффин, традиционно ассоциируемый с драгоценностями или властью, в простую еду. Герои — состоятельные представители общества — дремлют в ожидании обеда, но всякий раз их попытки погрузиться в блюдо оказываются под угрозой срыва. Этот рутинный ритуал становится недоступной мечтой, а навязчивый аппетит — пародией на человеческие желания. В таком контексте обед перестает быть простым действием и обретает значимость, символизируя критику буржуазной натуры.

Контекст еды

В фильме Бунюэля контекст обеда искажается до абсурда — герои живут не для того, чтобы есть, а едят, чтобы существовать. Это отсылка к философии Ницше о «последних людях», которые довольствуются ничтожным и не стремятся к большему. Действительно, в данном кино достигнут трагический фарс: вместо настоящих человеческих стремлений персонажи упиваются лишь надеждой на следующий прием пищи.

Сны и еда

Интригующий момент в фильме — сны персонажей, постоянно возвращающие к теме еды. Один из самых ярких эпизодов демонстрирует, как посол, рискуя жизнью, крадет баранью ногу. Это комичная сцена, но она глубоко подчеркивает критику общества, в котором даже подсознательные страхи сводятся к физиологическим желаниям. Сны становятся пародией на попытки найти смысл, а вместо глубоких размышлений о жизни персонажи мечтают о супе.

Таким образом, «Скромное обаяние буржуазии» представляет собой острую критику современного общества, где даже высокие идеи сводятся к банальным удовольствиям. Бунюэль заставляет задуматься о том, как повседневные вещи могут обернуться карикатурой на человеческие идеалы.

Источник: НУАР-NOIR

Лента новостей