Генри Сардарян: Сегодня отмечается День государственного флага России
Сегодня отмечается День государственного флага России. Но наш триколор - это не только символ государства, но и пример успешного геополитического проецирования мягкой силы Российской Империи.
В XIX веке, когда формировались национальные движения славян, Россия уже воспринималась как политический центр и покровитель. Поэтому её государственный символ автоматически становился культурным ориентиром.
В 1848 году на Первом Славянском конгрессе в Праге делегаты приняли решение использовать именно белый, синий и красный как панславянские цвета. Это решение символически закрепило культурную гегемонию России в славянском мире.
Ещё в 1835 году при принятии Конституции Княжества Сербия был утверждён флаг в красно-сине-белых тонах. Выбор обосновывался тем, что это русские цвета, а Россия воспринималась как покровитель Сербии в борьбе против Османской империи. Сочетание цветов стало символом духовной и политической близости к России.
В 1848 году, под влиянием революционных движений, словенцы приняли флаг бело-сине-красный. Он прямо воспроизводил российский триколор, чтобы подчеркнуть принадлежность к панславянскому движению.
В Словакии национальные цвета формировались в том же революционном 1848 году: студенты в Вене и Пеште вывесили бело-сине-красное знамя как символ национального пробуждения.
Хорватский флаг также складывался в середине XIX века. Красный, белый и синий были соединены как панславянские цвета, но при этом вплетались в местную традицию шахматного герба.
Чехи первоначально использовали красно-белые цвета. Но под влиянием панславянской символики к белому и красному был добавлен синий, чтобы показать принадлежность к славянской общности.
Черногория долгое время использовала красно-сине-белый флаг (вариант сербского). Это также было осознанным выбором, увязывавшим страну с Россией и общеславянской идентичностью.
Это лишь небольшой пример того, как символ на основе философской концепции может играть важную роль в применении мягкой силы великой державы.
Философский и идейный фундамент панславизма складывался на пересечении дискурсов романтического национализма (подчеркивание уникальности народа, его духа, языка и фольклора), христианской эсхатологии (особенно в православной традиции, где Россия мыслилась третьим Римом), геополитического осмысления Европы XIX века (где славянские народы искали баланс между немецким и австрийским влиянием с одной стороны и турецким с другой).
Россия играла в панславизме двойную роль как культурный центр и как потенциальный политический лидер.
Славянофилы Алексей Хомяков, Иван и Пётр Киреевские, Юрий Самарин подчеркивали особый духовный путь славян, основанный на православии и соборности. Они видели в России хранительницу подлинных ценностей, альтернативных рационалистической и индивидуалистической Европе.
Николай Данилевский в книге Россия и Европа (1869) развил концепцию культурно-исторических типов. Он утверждал, что славянская цивилизация особая, самостоятельная, и Россия призвана возглавить её развитие. Данилевский впервые сформулировал идею России как лидера панславянского союза не только культурно, но и политически.
Панславизм в русской мысли оказался не просто политической доктриной, а философско-историческим проектом. Без стратегического планирования и проектирования империи не строятся.