Проект «В эфире Куйбышев» продолжает открывать неизведанные страницы прошлого
Мы бережно достаем из архива фотографии, за которыми — десятки лет истории ГТРК «Самара». На снимках — те, кто первым рассказывал о событиях, фиксировал перемены и создавал телевидение, которому доверяют.
Теперь мы возвращаем этим фотографиям жизнь — с помощью ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА. Это не просто технологии. Это способ сохранить память о людях, благодаря которым Самара звучала на весь регион.
На «ожившей фотографии» — Софья Леонидовна Манкевич, режиссёр музыкальной редакции Куйбышевской студии телевидения.
Она приехала в Куйбышев в самом начале 60-х вместе с мужем, Борисом Николаевичем Манкевичем – режиссёром редакции программ для детей.Шестидесятые – годы особенные, время смелости, творческой дерзости. Новорождённая муза телевидения не могла ограничиться только рамками экранного студийного вещания: создавался по существу новый жанр: телевизионный фильм – документальный и игровой. Профессия познавалась практикой, проверялась экраном и – с безусловным успехом.
В архиве куйбышевского телевидения сентябрём – декабрём 1965 года датированы и пронумерованы первые 10 телефильмов, из них каждый второй – режиссёра С. Манкевич. Среди прочего несколько фильмов-концертов и «Снегурочка» – свидетельство таланта Софьи Леонидовны и её соратников по первой телевизионной кинопятилетке. Стоит особо сказать о «Снегурочке» – это был поэтический сценарий по пьесе-сказке А. Н. Островского с живописными кадрами природы, музыкой П. Чайковского и большими фрагментами одноимённого балета, поставленного в куйбышевском театре главным балетмейстером Натальей Даниловой. Балет невероятно сложен для кинопоказа, и сегодня съёмки балетных спектаклей, танцевальных номеров доверяют опытным режиссёрам и знающим специфику операторам. Но и сейчас, просматривая архивные кадры, можно только восхищаться дерзостью куйбышевской команды, художественным вкусом режиссёра С. Манкевич и профессионализмом операторов В. Введенского и В. Шмырова.
Софья Манкевич увлечённо снимала киноконцерты, по существу это были первые телевизионные музыкальные клипы, насколько позволяла тогда техника съёмок и монтажа. Но она очень любила и многолюдные студийные передачи, когда в павильоне оркестры, профессиональные и самодеятельные музыканты, танцевальные и хоровые ансамбли.
Невозмутимая и спокойная, она точно объясняла каждому его манёвр. Операторы, придирчивый народ, всегда с удовольствием с ней работали. А строгие нотки в голосе Софьи Леонидовны ничуть не смущали ни съёмочную группу, ни участников передачи, ну как на этой «ожившей фотографии». Софья Леонидовна Манкевич на репетиции передачи. 60-е годы.























































