В российской экономике разгорается серьезный конфликт между банковским сектором и маркетплейсами. Эти онлайн-платформы, ставшие привычным местом для выгодных покупок, оказались под давлением финансовых учреждений, которые требуют ограничить их возможности проводить собственные ценовые акции и скидки. Центральный банк, похоже, тоже не остается в стороне, подбадривая эту инициативу, пишет Дзен-канал "Финансы в радость".
Причины конфликта
Ситуация начала набирать обороты еще в феврале 2025 года, когда Ассоциация РАТЭК обратилась в ФАС с жалобой на маркетплейсы, утверждая, что они занимаются демпингом и создают конкурентные условия, основанные на искусственном снижении цен. Однако реакции на эти обвинения почти не последовало.
Летом начались первые активные действия: ФАС вынесло предупреждение Wildberries за то, что продавцов заставляли открывать счета в своем банке. Осенью давление на маркетплейсы только усилилось — банки начали выдвигать предложения о введении единой цены на товары, независимой от способа оплаты.
Важной вехой в этом противостоянии стало появление нового закона о платформенной экономике, который хотя и регулирует деятельность онлайн-платформ, но обходит вопросы, касающиеся скидок. На фоне этого, глава ВТБ, Андрей Костин, призвал к тому, чтобы банки маркетплейсов приравняли к системообразующим, заметив, что у них количество клиентов значительно превысило клиентскую базу традиционных банков.
Реакция банков и маркетплейсов
20 ноября пять крупнейших банков, включая Сбер и ВТБ, обратились в Госдуму с требованиями, которые можно охарактеризовать как попытку управления и ограничения маржинальности маркетплейсов:
Маркетплейсы, в свою очередь, выступили с опровержением, утверждая, что такие ограничения приведут к росту цен для покупателей. Они подчеркнули, что скидки и бонусы — это основа их бизнес-модели, позволяющая поддерживать спрос и повышать объемы продаж.
Чего ожидать покупателям?
Если банки добьются своего и скидки будут строго ограничены, покупатели могут столкнуться с резким увеличением цен на товары. Это станет ударом для множества потребителей, которые уже привыкли экономить, используя специальные предложения. Как бы ни сложилась ситуация, ясно одно: борьба за финансовые потоки между банками и маркетплейсами разгорается с новой силой, и ее исход повлияет на тысячи людей.































