Проект «В эфире Куйбышев» продолжает открывать неизведанные страницы прошлого.
Мы бережно достаем из архива фотографии, за которыми — десятки лет истории ГТРК «Самара». На снимках — те, кто первым рассказывал о событиях, фиксировал перемены и создавал телевидение, которому доверяют.
Теперь мы возвращаем этим фотографиям жизнь — с помощью ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА. Это не просто технологии. Это способ сохранить память о людях, благодаря которым Самара звучала на весь регион.
Герой ожившей фотографии — Исаак Григорьевич Эстрин, главный режиссёр, с его именем связаны яркие четверть века куйбышевского телевидения, годы новых достижений, освоения новых технологических и творческих высот, связанных в том числе с переходом на цветное телевидение.Исаак Григорьевич в 1964 году, почти сорокалетним, пришёл в литературно-драматическую редакцию, при том, что был уже много лет успешным и известным режиссёром — художественным руководителем театрального коллектива ДК «Родина». За победы спектаклей на всесоюзных смотрах в Москве он был удостоен звания заслуженного работника культуры РСФСР. Но интерес к новому делу, новые возможности привели его на телевидение. Эпоха Эстрина — это расцвет программ по искусству. При нём стали регулярными циклы «Вечера у рояля», «Литературный театр», «В мастерской художника», записи спектаклей драматического театра и знаменитых театральных бенефисов. Но особая роскошь для провинциального телевидения — регулярные собственные постановки. Эстрин в литдраме и с начала 70-х, как главный режиссёр, поставил десятки великолепных спектаклей, многие из которых становились призёрами всесоюзных и всероссийских фестивалей, оставляя позади постановки республиканских телевизионных студий. «Прикосновение», «Не забывай меня, солнце», «Обыкновенные атомщики», оперетты — «Лизетта и Феодор» Оффенбаха, «Весёлая вдова» Легара и многие другие постановки — не просто украшали программу Куйбышевского ТВ, но свидетельствовали о совсем не провинциальном, высоком профессиональном и художественном уровне Куйбышевского телевидения. К сожалению, в конце 90-х было многое утрачено, в том числе спектакли Эстрина. Чудом сохранился и оцифрован лишь спектакль «Ленинградка», где талантливо проживает целую жизнь своей героини тогда юная Ольга Шебуева. Этот спектакль в праздничные майские дни можно видеть на телеканале «Самара24». Сохранился и его дебютный телефильм — «Свидание с девочкой Валей» по сценарию Б. Свойского — легенда телестудии «Товарищ».
Исаака Григорьевича Эстрина не стало в 1989 году. Но жива память о нём. Эстрин — это благородство, душевная теплота, эрудиция, безупречный вкус, профессионализм. Никто никогда не видел его раздражённым, не слышал, чтобы он повысил голос. Требовательный, справедливый, мудрый… Человек, которого любили все.
Съёмки фильмов и постановка телеспектаклей в работе главного режиссёра — счастье редкое. Будни — это организация и координация работы всех служб и отдельных творческих индивидуальностей в ежедневном производственном процессе. С особым вниманием — если передача многокомпонентная и массовая, с участием непрофессиональных творческих коллективов или участников, для которых приход на телевидение сопряжён с волнением и напряжением. В таких ситуациях Эстрин был незаменим. С присущей ему теплотой, мягкостью он так просто объяснял участникам программы их задачу, что людей отпускала скованность и робость. А в эфире поддерживала героев программы и выводила на откровенный и непринуждённый разговор ведущая — Людмила Иваненко.
На «ожившей фотографии» — Исаак Эстрин и Людмила Иваненко на репетиции. Возможно, это подготовка к эфиру для Центрального телевидения программы «Родник» с уникальным фольклорным коллективом «Бабушки-Курапушки» из Богатовского района. 1970 г.